Взаимодействие со сверстниками обеспечивает поддержку, благоприятные возможности и модели просоциального поведения. Если ребенок принимает своих сверстников стремящихся к просоциальным действиям, таким как альтруизм, честность, уважительное отношение к людям, сотрудничество, они будут стремиться к такому поведению.
Общаясь с другими детьми, у ребенка возникает возможность утешить, помочь, проявить заботу, поделиться чем-то, сделать подарок. Для этого существуют различные развивающие кружки для детей в Санкт-Петербурге и других городах.
У подростков склонность к формам переходного или проблемного поведения (добрачные сексуальные отношения, употребление наркотиков или делинквентность) связана с принятием отношения их сверстников к данному поведению. Если друзья не будут одобрять таких акций, то подростки, видя это, сами не будут стремиться в них участвовать. Полное непринятие сверстниками ребенка, побуждает его к таким противосоциальным действиям как деструктивные, вызывающе агрессивные и другие формы поведения.
Детям часто не хватает временной перспективы, нужной для того, чтобы перетерпеть отсрочку в приобретении вознаграждения и относящемуся к нему удовольствию. Но по мере их дальнейшей социализации и развитию фокусирование на своих потребностях и непосредственных побуждениях сменяется восприятием хода событий в более далекой перспективе.
При взаимодействии со сверстниками дети учатся видеть проблемы и ситуации с точки зрения других, отличающейся от их собственной. Умение выбирать перспективу – один из важнейших факторов для социального и когнитивного развития. Он связан с важными характеристиками.
Стоит уделить внимание такому термину как автономия. Это умение понимать ожидания другого в любой ситуации и являться свободным в выборе соответствия этим ожиданиям или нет. Взаимодействия сверстников оказывают сильное влияние на социальные навыки и развитие системы ценностей.