На первом этапе своего развития ребёнок способен исследовать окружающий его мир исключительно при поддержке взрослых. Сам он не может добраться до интересующих его предметов.
Но постепенно младенец становится всё более и более подвижным. Вначале он обучается переворачиванию на бок и на живот. Затем начинает более точно управлять движениями рук, старается ощупывать ими всё, что видит.
Когда ребёнку исполняется год, он совершает первые попытки хождения. В этот момент для родителей особенно важно обеспечить ребёнку безопасность. На полы лучше постелить мягкие ковры, а все острые предметы убрать на верхние полки.
В какой-то момент ребёнок начинает осознавать, что привычных методов исследования мира (ощупывания, рассматривания, пробы на вкус) не хватает, чтобы получить полную информацию о предмете. При этом адекватно объяснить свои желания родителям он также пока не может. Ребёнок становится плаксивым и капризным, что свидетельствует о начале так называемого кризиса первого года.
Важно понимать, что ребёнок не виноват в происходящем с ним и не надо ругать и наказывать его за это. Вместо этого стоит воспользоваться перечисленными ниже советами, которых придерживаются и воспитатели, если вы решите отдать малыша в частный детский сад.
Попробуйте показать малышу новые способы обращения с предметами. Для этого обучению необходимо придать форму игры. Для каждого предмета можно придумать несколько разных игр. Время от времени вводите новые игры с вариантами использования предметов.
Пусть в разных играх один и тот же шарик будет мячом, планетой, кораблём инопланетян, Колобком… Во время развлечения рассказывайте малышу, что именно вы делаете. Не упоминайте, что всё происходящее — всего лишь игра. Для ребёнка она должна быть реальной.
Постепенно ребёнок научится играть не только с помощью взрослого, но и в одиночку либо с другими детьми. Вскоре он начнёт придумывать собственные игры. Это означает, что кризис первого года завершился.